Bstroika.ru - Большая стройка: глоссарий



на главную

Наш строительный портал расскажет Вам все о стройремонтных работах и научит многим основам строительного дела и квартироремонта

Глоссарий > ЖБИ, железобетон > ЖБИ: перспективы развития

ЖБИ: перспективы развития

В середине прошлого века приоритетное применение сборного железобетона в строительстве было обусловлено государственной политикой страны. При этом значительные средства выделялись на развитие науки в этой области, разработку сборных систем зданий и сооружений из железобетонных конструкций, совершенствование технологии их заводского изготовления. Благодаря этому за короткие сроки объем производства сборного железобетона возрос с 6,2 до 151 миллиона кубометров в год (с 12 до 60% общего объема применяемого железобетона). Большое внимание уделялось развитию предварительно напряженных и легкобетонных конструкций, где были достигнуты результаты, превышающие достижения других стран мира.

В результате этой политики была практически заброшена кирпичная промышленность, ликвидированы механизированные предприятия по производству мелких шлакоблоков. Традиционно выбирались сборные варианты взамен монолитных даже там, где это было нерационально.

Теперь картина изменилась и зачастую наблюдается неоправданный отказ от сборного железобетона, несмотря на наличие развитой производственной базы, использование которой сейчас не превышает 25%.

Мнение о том, что в зарубежном строительстве преобладают здания и сооружения из монолитного железобетона в корне неверно.

Германия, например, производит ежегодно около 32 миллионов кубометров сборного железобетона (то есть почти вдвое больше, чем теперь в России), в США расширяется применение сборного железобетона в мостостроении, в том числе и при сооружении внеклассных мостов методом навесной сборки пролетных строений из сегментов. В США около 80% мостов сооружается из железобетона, причем мосты пролетом до 50 метров возводятся, как правило, из сборных предварительно напряженных балочных пролетных конструкций.

Наружные стены многоэтажных зданий практически везде в США делаются сборными, потому что бетонирование таких элементов на месте оказывается существенно более трудоемким. Это объясняется, в частности, тем, что в заводских условиях возможно изготовление архитектурных конструкций по двух-трехстадийной технологии с применением в качестве декоративных элементов различной фактуры поверхностей, цветовой гаммы, включая отделки из естественного камня или керамики.

Новое слово в технологии железобетона — использование самоуплотняющихся бетонных смесей. Применение таких смесей, позволяет, отказавшись от вибрации или прессования, получать изделия требуемой прочности и долговечности.

Принципиальным при проектировании составов таких смесей является применение тонкодисперсных наполнителей и новых видов добавок — гипорпластификаторов. Впервые бетонные смеси с такими добавками начали применяться в Японии, а сегодня завоевывают все большую популярность в Европе.

Таким образом, сейчас как никогда требуется взвешенный подход к определению рациональных областей применения сборного и монолитного железобетона.

Сборный железобетон, в традиционном понимании, должен сохранить за собой доминирующее положение, прежде всего, в массовом строительстве жилых и общественных зданий, там, где имеется развитая база стройиндустрии в изготовлении специзделий (трубы, шпалы, сваи, опоры, колодцы, коллекторы и т. д.).

Одним из основных потребителей продукции железобетонных производств является жилищное строительство. На протяжении нескольких лет увеличиваются объемы возводимого строителями жилья, к примеру, в 2003 году было сдано около 1,7 млн. кв.м, в 2004 и 2005 гг. этот показатель перевалил за 2 млн. кв. м. Следовательно, объемы потребления ЖБИ уменьшаться не должны. Однако некоторое падение спроса на новые квартиры может привести к уменьшению жилищного строительства.

По сравнению с предшествующим периодом в производстве ЖБИ в 2005 году особых изменений не произошло, если не считать постоянного подорожания сырья: весной 2004 года – арматур, весной 2005 года – цемента, а уж о постоянном росте цен на энергоносители и говорить не приходится. Рост цен не способствует повышению спроса на любую продукцию, поэтому железобетонные заводы стараются без острой необходимости не повышать цены на ЖБИ. Это становится возможным, скажем, за счет изыскания внутренних резервов и оптимизации производственных процессов.

Основные сектора потребления железобетонных изделий – это жилищное, промышленное и дорожное строительство. Пока идет бум строительства торговых и развлекательных комплексов, сюда же можно отнести и коммерческое строительство. Другой вопрос – долго ли торговые сети будут вкладываться в строительство новых помещений для себя?

По мнению специалистов, в XXI веке по всей стране должно развернуться массовое строительство автомобильных дорог, что потребует возведения большого количества мостов малых, средних и больших пролетов. Международный опыт такого строительства показывает, что автодорожные мосты целесообразно строить из преднапряженного железобетона. В производстве конструкций для зданий различного назначения было бы желательно существенно увеличить долю механического натяжения арматуры, расширить выпуск непрерывно армированных и самонапряженных конструкций, увеличить применение зданий с натяжением арматуры в построечных условиях. Имеет смысл большее внимание уделить разработке различных предсамонапряженных железобетонных конструкций, в которых комплексно используются механическое натяжение высокопрочной арматуры и преимущества напрягающего бетона.

Для крупных инженерных сооружений следует применять предварительно-напряженные железобетонные конструкции с натяжением арматуры на бетон, а для напрягаемой арматуры использовать канаты и высокопрочную стержневую арматуру больших диаметров, производство которых должно быть освоено металлургической промышленностью. Широкое использование преднапряженного железобетона открывает значительные возможности для снижения расхода стали в строительстве. Это может быть достигнуто главным образом за счет уменьшения металлоемкости ряда железобетонных несущих и ограждающих конструкций, а также путем замены металлических конструкций железобетонными.